С.П.: Как проходил ваш путь? Что увидели нового, что испытали?
С.Ш.: Поход на судах очень долгий. Во-первых, это скорость около 20 км/ч. Вы идете очень медленно, прямо, без остановок. Во-вторых, он еще долго стоит на пути в порт: нужно встать на якорную стоянку, потом на рейд зайти, потом ждать, собственно, входа в порт, потом проверка на таможне, пограничники, уже выход из порта. И все стоят в очереди, там целая вереница кораблей, даже атомные ледоколы есть, подводные лодки атомные, авианосцы, все это стоит в строю, и нужно ждать проход. Очень интересно было рассматривать огромные ледоколы – «Арктика», «Ямал», которые шли дальше по Северному морскому пути.
На второй день мы были в открытом море: ничего не было видно, кроме воды, пропала мобильная связь. Вышли вдоль Норвегии, прошли Скандинавский полуостров, обошли Кольский полуостров, полуостров Рыбачий, где «растаял в далеком тумане Рыбачий, родимая наша земля. Прощайте, скалистые горы, на подвиг Отчизна зовет! Мы вышли в открытое море, в суровый и дальний поход».
Я понял эти строки, понял, почему «скалистые горы», что за туман, почему остров именно «растаял». Это все про эти места. Далее уже мы подошли к Норвегии, и там появилась норвежская связь «теленор». Они очень хорошо оборудовали связью все побережье. Передал свои фотографии в русское географическое общество.
Так мы обошли Скандинавский полуостров, и потом целый день уже шли дальше в открытое море. Совсем ничего не было видно, никакой земли, только чёрные беломордые дельфины нам встречались, которые шли рядом с судном. Винт бьет мелкую рыбу, оглушает, а дельфины ловят ее на ходу и едят.
С.П.: Никогда бы не подумала.
С.Ш.: Да, а еще суровые моряки рассказывали, что, бывало, сами дельфины очень много бьются об винты, и за один поход их восемь штук погибает. В этот раз никто не попался. Наоборот, дельфины нас сопровождали и даже выпрыгивали из воды, представляешь, в полете. Беломордые дельфины, северные, черные сами, с белыми мордами. И стали появляться косатки на горизонте, целые стаи. Удалось даже на пару слайдов поймать их вдалеке.
А потом уже не видели ничего, был сплошной туман. Когда он рассеялся, мы поняли, что попали в зону полярного дня. Это когда солнце светит постоянно, не переставая, на протяжении многих дней. И чем дальше мы шли к Шпицбергену, тем светлее становилось. Наконец, мы прибыли, нас встретил лоцман, проводил по фарватеру, чтобы завести в порт. Мы снова долго ждали, и в итоге высадились в самой гавани Баренцбурга.