Священные строения
Храмы старого города Хойан
Фотопогружение в сакральные места Вьетнама
Хойан — город в центральной части Вьетнама, с XV до XIX века — известный порт. Здесь смешалась культура двух коренных
народов — тямов (чамов) и вьетов, а также отобразилось большое влияние китайской и японской культур (с голландской и португальской примесью). Здесь сохранилось большое количество аутентичных строений: старинных домов местных жителей, в которых сейчас живут новые поколения, мосты, здания для политических и экономических собраний, торговые площади. И, конечно же, храмы. Многие из них реконструированы, как и все вокруг, но сохранившиеся оригинальные элементы и атмосфера
по-настоящему завораживают.
Хойан — город в центральной части Вьетнама, с XV до XIX века — известный порт. Здесь смешалась культура двух коренных народов — тямов (чамов) и вьетов, а также отобразилось большое влияние китайской и японской культур (с голландской и португальской примесью). Здесь сохранилось большое количество аутентичных строений: старинных домов местных жителей, в которых сейчас живут новые поколения, мосты, здания для политических и экономических собраний, торговые площади. И, конечно же, храмы. Многие из них реконструированы, как и все вокруг, но сохранившиеся оригинальные элементы и атмосфера по-настоящему завораживают.
Праздничный триумф
Quang Trieu Assembly hall
Бывший раннее зал собраний кантонской общины — переселенцев из Китая. Был построен 18 торговцами в 1885 году. Здесь собирались, чтобы молиться, решать насущные проблемы, праздновать и судить. Куан Конг, в честь которого назван храм, это военачальник Древнего Китая, впоследствии ставший богом и героем китайских легенд.
Это воплощение смелости, мужества и чести.
Это первые ворота, которые стоят перед входом в храм. Дальше — ворот будет еще больше. Мы увидим защитные орнаменты, скульптуры и множественные элементы ручной резьбы по дереву.

Важно выбрать правильный наряд перед посещением храма: закрыть плечи, колени, живот, снять головной убор.
В жаркую погоду это сделать непросто, но необходимо.
Повсюду мы встречаем драконов, и помимо важного мифологического и религиозного значения, считается, что они — прародители коренных жителей Вьетнама. Перед входом драконы с открытым ртом: стоят на страже благого пространства храма.
Внутри — всегда богато украшенное пространство. В центре здесь, что интересно, не Будда, а Куан Конг. Он полностью сделан из бронзы. Здесь не очень много фруктов в качестве подношений, однако много цветов, скульптур, элементов украшений. Многое было подарено богатыми посетителями храма.
Далее — сад. С большим фонтаном, в котором еще один огромный дракон. Чешуйки выполнены из старинной керамики, и местами они уже не такие яркие, однако энергия силы ощущается сполна. Рядом стоят и другие скульптуры, например, статуи пяти коз. Это из легенды о пяти богах на пяти козлах, которые раздали жителям колоски пшеницы в сильный голод. Брошенные в землю зернышки проросли и спасли людей от страшной смерти.
Мистические темные тона
Quan Cong Temple
Еще один храм, посвященный также военачальнику и впоследствии богу Куан Конгу. Многие люди приходят сюда, чтобы помолиться об удаче, безопасности и своем благополучии. Храм построила китайская община до 1653 года, а далее он реставрировался целых 6 раз.
Это один из самых необычных храмов именно для меня — очень темный и глубокий интерьер, контрастирующий с яркими цветами и фруктами. Волшебная атмосфера.
Здесь проходит самый масштабный праздник, посвященный Куан Конгу, на 24 день шестого месяца по китайскому календарю (день смерти героя). Вывешивают пятицветные флаги — флаги пяти стихий, убираются в храме, подносят еще больше свежих фруктов, цветов и украшений. Далее проводят специальную церемонию под звуки гонга и барабана, во время которой передают пожелания людей о духовном и материальном благополучии, а в конце исполняется танец льва.
Здесь проходят и другие фестивали, на которых частые гости — предприниматели.
Поскольку Куан Конг — это воплощение честности, мужества и справедливости, то в китайской мифологии он стал покровителем торговцев, бизнесменов и политических лидеров. Его культ очень популярен по всему Китаю и на всех территориях, где прослеживается явное китайское влияние (в XVI веке этот культ принесли во Вьетнам китайские переселенцы). Даже императоры просили поклоняться ему. Несмотря на такое «помпезное» описание, в храме
по-настоящему уютно, спокойно и медитативно, а сам он совсем небольшого размера. Если бы я не знала, кому посвящен храм и какие здесь устраивают фестивали, то подумала бы, что это храм старинного китайского рода, чьи поколения заботятся о нем денно и нощно.
Возле фруктов и цветов в центре стоит сам Куан Конг (с красным лицом), а по бокам — старший сын Куан Пинь (с белым лицом) и храбрый товарищ Чжоу Цан (с лицом черного цвета). Чуть дальше — кони, на которых сражался Куан Конг.
Храм отличается наличием старинных стел разного формата, рассказывающих об истории храма, о китайской мифологии и выдающихся чертах героев. Именно по ним историки поняли, что храм был построен до 1653 года.
В центре храма — уже традиционно освежающий фонтан с красными и золотыми карпами. Насколько же чудесно это воплощено: прямо в нем напитывают свои корни пышные деревья, а человек может отдохнуть в приятной прохладе.
Мистическую атмосферу создавали бумажные китайские фонари: словно светлячки в пространстве для успокоения ума.
Сказочная атмосфера
Phuc Kien Assembly hall
Зал собраний китайских переселенцев, построенный около 1757 года. Они активно поклонялись богине Тхиен Хау, которая благословляет на безопасные морские путешествия. Теперь это здание имеет статус храма, но богиня моря осталась главной фигурой.
«Зал собраний китайской общины Фуцзянь», гордо написано на первых воротах, на вторых — «процветание страны, мирный народ». Удивительный розовый цвет, лепнина драконов с открытой хищной пастью и национальные узоры — рассматривать можно бесконечно.
Богиня Тхиен Хау (или Мазцу), которой посвящен храм, родилась в провинции Фуцзянь в 10 веке. Она предсказывала будущее и помогала местным жителям до самого конца: смерть настала ее во время помощи пострадавшим после кораблекрушения. Тхиен Хау присвоили высокие титулы и начали ее почитать, и вера распространялась все дальше и дальше.
Нас сопровождают статуи драконов и карпов, выныривающих из воды, а так же мифических существ — Пи Яо, помесь дракона, льва, собаки и даже единорога, защитника и покровителя, приносящего золото в своей пасти. Это девятый сын Небесного дракона. Статуэтку Пи Яо часто можно встретить в сувенирных магазинах азиатских стран. Меня очень заинтересовал этот мифический житель, и я заметила, что встречаю его в своей жизни довольно часто, даже в России.
Удивительные благовония в форме спиралей свешиваются с потолка: нужно беречь голову, пепел падает прямо вниз. Желтая табличка в центре — это пожелания прихожан для молитвы. Такой вид благовоний встречается не в каждом храме.
Меня очень удивила камерность священных пространств в Хойане: несмотря на богатые интерьеры, изобилие подношений, множественные скульптуры, фонтаны, стулья и столы из настоящего камня; создается совершенно уютная и расслабляющая атмосфера. Добрые мысли приходят здесь сами, а откровения — в саду, который всегда можно найти на территории храма. Я передаю вам ощущение благости и вдохновения, желаю вам чудесного дня и буду ждать новых встреч.
Меня очень удивила камерность священных пространств в Хойане: несмотря на богатые интерьеры, изобилие подношений, множественные скульптуры, фонтаны, стулья и столы из настоящего камня; создается совершенно уютная и расслабляющая атмосфера. Добрые мысли приходят здесь сами, а откровения — в саду, который всегда можно найти на территории храма. Я передаю вам ощущение благости и вдохновения, желаю вам чудесного дня и буду ждать новых встреч.
  • Софья Пикулина
    Автор
    Исследователь, путешественник,
    писатель, основатель «Обилия»