Священные строения
Йони без лингама,
Шива без головы. Трагическая история сакрального комплекса Чампа
Бегство жителей, колониальное прошлое, тяжелое археологическое вмешательство и огромные мины

Империя Чампа (Тямпа) существовала на территории современного Вьетнама примерно с IV–VII до XIV–XV вв. Чамы были индуистами: главным их богом во всем пантеоне был Шива — бог создания и разрушения, вечного цикла дыхания жизни. Начиная примерно с IV века они начали строить религиозные деревянные строения. А уже примерно с VII века они приступили к строительству религиозного каменного комплекса, такого прочного и основательного, что он выдержал все удары судьбы до сих пор — за исключением зданий, в которые напрямую целились бомбами американские солдаты.

Империя Чампа (Тямпа) существовала на территории современного Вьетнама примерно с IV–VII до XIV–XV вв. Чамы были индуистами: главным их богом во всем пантеоне был Шива — бог создания и разрушения, вечного цикла дыхания жизни. Начиная примерно с IV века они начали строить религиозные деревянные строения. А уже примерно с VII века они приступили к строительству религиозного каменного комплекса, такого прочного и основательного, что он выдержал все удары судьбы до сих пор — за исключением зданий, в которые напрямую целились бомбами американские солдаты.

Название комплекса — Мишон (My Son), что переводится как «красивая гора». Действительно, позади комплекса расположена гора с очень плавным и гармоничным сочетанием, чего не скажешь про другие ближайшие вершины.

Как устроен религиозный комплекс империи Чампа — до сих пор известно немного, но очертания разгаданы
Как устроен религиозный комплекс империи Чампа — до сих пор известно немного, но очертания разгаданы
Мишон не полностью состоит из храмов. Он поделен на квадратные группы, внутри которых есть здания разного назначения. Для удобства группы называют разными буквами алфавита. Самая популярная группа BCD, поскольку в ней больше всего сохранилось оригинальных частей построек. Каждая группа окружена стенами, а внутри мы чаще всего встретим:

  • ворота, место для медитации и храм на одной линии;
  • здание священного огня, где готовили подношения;
  • здание священной воды, которую использовали для церемоний. Кроме того, у чамов не было благовоний, и в качестве почитания у них была вода.
Существует теория, что сперва нужно было пройти через ворота, чтобы отделиться от человеческого мира и перейти в божественный. Далее — перейти в место для медитации, чтобы очистить ум. И только потом допускалось войти в храм. Примечательно, что в нем совсем нет окон: считалось, что через окна могут проникнуть демонические силы. Отсутствие окон — это защита.
Существует теория, что сперва нужно было пройти через ворота, чтобы отделиться от человеческого мира и перейти в божественный. Далее — перейти в место для медитации, чтобы очистить ум. И только потом допускалось войти в храм. Примечательно, что в нем совсем нет окон: считалось, что через окна могут проникнуть демонические силы. Отсутствие окон — это защита.
Располагались внутри группы и небольшие святилища, статуи богов, стелы, залы для собраний, башни. Стены построек часто богато украшены изображениями: танцующие богини и музыканты, слоноголовый Бог Ганеша, птицы, морские чудовища. Есть на стенах различные надписи и даже китайские иероглифы, по-видимому — это следы мастеров. Ученые также обнаружили, что сам комплекс Мишон стоит на месте еще более древнего деревянного святилища: об этом говорят датированные частички найденных плиток.
Великий, забытый, но найденный вновь
Великий, забытый, но найденный вновь
Трагическая песнь комплекса началась c XVI—XV веков, когда чамы в результате изнурительной проигранной войны с вьетами бежали на юг — теперь это юг Вьетнама. К слову, они живут там до сих пор. Есть они и на территории Камбоджи, Лаоса, Индии.

И с того момента религиозный комплекс оказался заброшен. Большую роль сыграло его местоположение — прямо в самом сердце джунглей, непролазного леса, полного тигров. Это, определенно, к лучшему: вьеты его словно «забыли», не разрушили в знак победы над павшим государством Чампа.

О Мишоне вспомнили через много сотен лет, когда в XIX веке Франция начала колонизацию Вьетнама и ближайших территорий Камбоджи, Лаоса. Образовался Французский Индокитай. Это дало Франции доступ к полезным ископаемым, увеличение влияния и значительное расширение точек торговли. Для местного населения это означало кражу земель личных фермерских хозяйств, рабство на плантациях, в том числе и с участием детей, голод и смерть от тяжелейших условий труда. Репрессии, мобилизация вьетнамцев на другие войны, которые вела сама Франция, психологическое и культурное насилие, ограничение образования. Выждав удачное время, когда Франция значительно ослабла после Второй мировой войны, вьетнамцы под предводительством Хо Ши Мина выиграли Первую Индокитайскую войну в 1954 году и освободились от гнета. Так образовались независимые государства Вьетнам, Камбоджа и Лаос. Конечно, Франция все еще оказывает большое влияние на экономику Вьетнама, и это уже разговор о неоколониализме.
Возвращаясь к Мишону — как ни странно, влияние Франции очень помогло в дальнейшем. Ведь в результате экспедиций французских археологов во главе с Камилем Пари и Анри Пармантье (еще в начале XX века) были найдены и описаны монументальные постройки Мишона. Некоторые здания были укреплены, а территория расчищена от наползающих растений.
Фотография Шарль Карпо, французского археолога, важного фотографа в истории Вьетнама
С 1955 года по 1960-й началась Вьетнамская война, иногда называемая Второй Индокитайской войной. XX век вообще можно назвать чрезвычайно жестоким, и этот факт не будет исключением. Помимо огромного психологического насилия, химического оружия и издевательств над пленными, американские войска начали «ковровую бомбардировку» для полного уничтожения вражеских территорий. Под удар попадало все. 50 из 70 зданий Мишона были утеряны полностью, от 20 — остались лишь руины. Жизнь, конечно, циклична: постройка бывших некогда врагов-чамов спасла жизнь некоторым вьетнамцам, воевавшим теперь уже против американской армии.
Когда Вьетнам при поддержке коммунистических стран выиграл эту войну, то постепенно встал вопрос о реставрации культурно-религиозных памятников, в том числе и Мишона. 20 оставшихся руин восстанавливали по стереофотографиям французских археологов! Они были сделаны настолько подробно, что охватывали как широкий масштаб, так и самые мелкие детали. Жизнь удивительна — по фотографиям «врагов» — огромной интернациональной командой с 1980 по 1986 годы проходила активная реконструкция Мишона. Она продолжается и до сих пор: в будние дни на некоторых группах строений можно встретить ученых.
Их открытия не всегда приятные: например, в 2022 году во время реставрации здесь была найдена очень, очень большая бомба, способная при активации разрушить весь комплекс полностью. Сейчас она стоит как экспонат. Но были и потери: во время разминирования других бомб за все время после всех войн умерло около 10 сотрудников.
Их открытия не всегда приятные: например, в 2022 году во время реставрации здесь была найдена очень, очень большая бомба, способная при активации разрушить весь комплекс полностью. Сейчас она стоит как экспонат. Но были и потери: во время разминирования других бомб за все время после всех войн умерло около 10 сотрудников.
Главное отличие древней технологии строений чамов — сок
Главное отличие древней технологии строений чамов — сок
Кладка чамов была уникальной, и сначала ученые не могли определить, как именно держатся кирпичи. Присмотритесь: между ними как будто нет никакого слоя. Но реконструкцию проводили уже с использованием цемента. Ученые понимали, что это неправильно, но на то было несколько причин.
Во-первых, технологию узнали не сразу, поэтому применили то, что смогли. Во-вторых, повлиял большой отрыв Мишона от транспортных магистралей, из-за чего создавались не самые лучшие условия для поставки других материалов.
В-третьих, было важно показать разницу оригинальной кладки и современной. Со временем эта разница стала еще нагляднее: вы видите, насколько ровный, буквально идеально нетронутый чамский кирпич. А теперь посмотрите на кирпичи, положенные с 1980-х годов. Из-за своей пористой структуры они пропитались влагой, потемнели, покрылись плесенью и грибками.
Позже, конечно же, удалось выяснить чамский секрет: кирпичи они соединяли при помощи клея из сока дерева — диптерокарпуса крылатого. Новые реконструкции проводят именно с использованием такого же клея, но сделанного уже в наше время. Однако сам материал кирпича и технология точной оригинальной кладки окончательно не разгаданы. Остается секретом и то, откуда чамы взяли другой, нехарактерный для этих мест песочный материал, который они использовали для части своих кирпичей.
Может ли сакральное быть трагическим?
Может ли сакральное быть трагическим?
В комплексе Мишон есть огромное количество сохранившихся йони-скульптур — воплощение женского центра, аллеи. Они всегда смотрят на север — по направлению реки. Внутри йони есть пространство, в которое помещался лингам — предмет овальной формы, мужское начало, гора, Шива, Шивалингам. Во время церемоний чамы поливали водой лингам, и стекающие ручейки заполняли йони. Это было, в том числе, подношение богам: вода считалась священной. Что интересно: хоть эти две фигуры всегда образовывали единое целое, они никогда не были слитны. Лингам всегда можно было убрать из йони, что и сделали французские археологи: на всей территории Мишона стоят абсолютно пустые йони, кроме одной.
Главная йони в храме — тоже без лингама.

Единственная йони с лингамом, которую мы нашли в группах BCD и A.

Был и такой объект, имеющий сходство с мужским началом.

Культ плодородия был очень важен не только в религиозном смысле, но и во многих других: процветающий детьми народ — это основа жизни.
Культ плодородия был очень важен не только в религиозном смысле, но и во многих других: процветающий детьми народ — это основа жизни.
Кроме того, на фотографиях вы видите, что у большинства богов и богинь нет головы; или же есть, но исполнение ее гораздо проще, нежели узор тела. Это еще одно из влияний французского колониализма — ученые для изучения методик и техник срезали самые красивые части скульптур и украшений — головы, с обещанием вернуть это когда-то на место. Во французских музеях по сей день слышатся отголоски этих обещаний. Ну, а в Мишоне красуются плоские подобия некогда прекрасных лиц.

Главный бог — Шива — до сих пор одиноко тоскует по своей голове.
Теперь йони без лингама, как и боги без головы. Мы верим, что когда-нибудь баланс вернется. Надеется на это и сохранившийся народ — чамы — они устраивают паломничества к комплексу, облачаясь в традиционные наряды.
Теперь йони без лингама, как и боги без головы. Мы верим, что когда-нибудь баланс вернется. Надеется на это и сохранившийся народ — чамы — они устраивают паломничества к комплексу, облачаясь в традиционные наряды.
И восходит солнце
И восходит солнце
Несмотря на то что из 20 «сохранившихся руин» — 80% — это восстановленная кладка, оригинал мы все равно можем увидеть отчетливо. Это совершенно удивительный и потрясающий опыт — иметь возможность ощутить такое место с богатой историей; посмотреть пусть даже малую часть, но ту, что сохранилась с древних времен. Комплекс Мишон с 1999 года находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а это значит, что он будет находиться под пристальным вниманием ученых со всего мира, и это уже дает плоды: в ходе проектов ЮНЕСКО было найдено множество артефактов, проведены работы по стабилизации объектов, начаты новые этапы реконструкций, в том числе с использованием оригинальных методов — например, с клеем из сока того самого дерева, диптерокарпуса крылатого. Были обнаружены многие другие, более древние и закопанные объекты; это увеличивает число загадок, но вместе с тем и приближает к разгадкам. Мне будет очень интересно посетить этот комплекс вновь через несколько лет. Уверена, нас ждут грандиозные открытия!
  • Софья Пикулина
    Автор
    Исследователь, путешественник,
    писатель, основатель «Обилия»